Гипотеза об истоках веры КАРАЕВ

Впервые приводится гипотеза формирования религии крымских караимов по результатам исследований ученых разных стран. Приведен экскурс в историю тэнгрианства, библиизма, раннего христианства, христианства, ислама и учения Анана.

О происхождении и формировании религии крымских караимов имеется много литературных источников, написанных учеными, представите­лями разных религий, историками, политиками и псевдо учеными. В учебном пособии [1, стр. 446], изданном в Украине и рекомендованном Министерством образования Украины для студентов высших учебных заведений, сказано:

“Караимское вероисповедание, или караизм, – монотеистическая религия со своими догматами, традициями, духовной иерархией. Исповедовали и исповедуют караимз отдельные иранцы, арабы, евреи, греки, эфиопы и караимы, которые проживают в границах современного Ирана, Ирака, Сирии, Израиля, Египта, Марокко, Турции и некоторых странах восточной Европы. На территории Украины  эту религию исповедуют лишь этнические караимы (караимы – тюрки), незначительные группы русских и украинцев, выходцы из казачьих станиц Северного Кавказа и бывшей Астраханской губернии”.

Интерес к этому вероисповеданию, которое было в течение нескольких веков государственной религией Хазарии, до сих пор не ослабевает. У ученых и историков имеются противоположные взгляды на происхождение  караизма. Многие из них считают караимское вероисповедание самостоятельной религией [1,8,12,15,16] , некоторые – сектой иудаизма [13] , а отдельные исследователи относят его к древним учениям [5, стр.149]. Автор поставил перед собой цель изучить истоки возникновения и трансформации религии караимов – тюрков, основываясь только на научных источниках.

Старинные кенасы

Что удалось узнать?

Для изучения караимского вероисповедания необходимо четко уяснить формирования караимов – тюрков, как этнос. В этом вопросе есть опре­деленная ясность, которая подтверждена антропологическими исследова­ниями и научными документами. Никто сейчас не отрицает, что крымские ка­раимы принадлежат к тюркской группе алтайской семьи народов. Их потомки, входившие вначале в гуннский, а потом хазарский племенной союзы частично смешались в Крыму с сармато-аланами и готами [ 2, стр. 9,  3, стр.179 – 198, 4, стр. 327, 5, стр.149].

В литературе [18] была сделана попытка установить истоки караимской религии. Следует сказать, что в то время не было официально установлено тюркское происхождение крымских караимов. Поэтому автор [18, стр. 263] делает интересный вывод: «…Это горсть потомков Авраама и блюстители Закона Моисеева, известная под именем караимов или караитов». Здесь же на странице 270 он пишет «Основание караитизма, то – есть чистый беспримесный библизм, неоспоримо принадлежит временам самодревнейшим». Далее автор считает, что крымские караимы это потомки царства израильского, уведенные в плен персами и сохранившие библиизм в чистом виде, который ничего общего с иудаизмом не имеет, так как не допускает ни каких приписок и толкований к святому писанию. Выводы, сделанные автором, говорят о том, что караимская религия более древняя, чем иудаизм, и поэтому не может быть ее сектой.

Возникает вопрос, почему у израильтян и иудеев разная религия, ведь это один народ – евреи? Современные ученые [6, стр. 11] согласны с древними писаниями в том, что «Израиль» и «Иудея» были совершенно отдельными племенными образованиями. Еврейская энциклопедия пишет «…Иосиф и Иуда принадлежат к разным потомственным линиям», добавляя при этом, что иудеи, по всей вероятности не были израильским племенем.

В Британской энциклопедии написано, что иудаизм образовался  много позже того, как израильтяне слились с другими народностями, и что о взаимоотношении этих двух народов можно только сказать: «Израильтяне не были евреями». История Израиля была весьма краткой, после чего он сошел с мировой сцены. Иудея просуществовала несколько дольше, породив иудаизм, из которого впоследствии возник сионизм. Если иудаизм возник в 458 г. до Р.Х., то библиизм на 500 лет раньше. Израиль отвергнул иудейскую доктрину избранного народа и пошел своим путем.

После того, как ученые установили, что караимы по этносу являются потомками тюркских народов, а точнее племени караитов, стройная теория, изложенная выше, потерпела фиаско. Караимский исследователь С. Кушуль выдвинула новую гипотезу, которая позволила устранить возникшие противоречия. Она сказала, что караимы переняли библиизм от местного населения Крыма, которое в свою очередь его приняло от евреев израильтян. Случилось это приблизительно в I веке н.э., о чем свидетельствуют надгробия на кладбище Балта – Тиймез.

Мурад Аджи, исследуя трансформацию первоначальной религии тюркских народов  – тэнгрианства особо остановился на религии крымских караимов [5, стр. 149]. «В этой связи огромный интерес для историка религий будут представлять караимы – тюрки, живущие в Крыму и Литве. Они тоже последователи только Ветхого завета. Но можно ли их называть «жидовствующими»? Или они носители более древнего учения, возникшего до христианства и даже до иудаизма: Последнее вероятнее. На Алтае и в других сибирских регионах обитания тюрков (никак не связанных с Палестиной) сохранились древние народные предания, которые ставят ученых в тупик, – по сути это фрагменты Ветхого завета, его сюжетная канва. Откуда? Первым их нашел русский миссионер, священник Стефан Ландышев и опубликовал в XIX веке. Просто поразительное сходство с библейскими преданиями о сотворении мира, о сотворении человека, о грехопадении, об истиной вере и т.д.».

Если также учесть, что тэнгрианство по своей сути очень близко к христианству образца  III-V веков, то возникает вопрос. А не является ли религия Израиля трансформированной  тэнгрианской религией, возникшей в Тибете и ставшей монотеистической в I тысячелетии до Р.Х? История знает такие примеры, когда религия тюрков в 301 и 312 годах н.э. соответственно была передана в трансформированном виде вначале армянам, а затем народу Византии [5, стр. 145-175].

Возникает еще  один вопрос – когда же вероисповедание караимов – тюрков стало называться караизмом? Профессор Дубинский пишет: [19,стр.1-9] В конце VIII века противники талмудизма нашли своего защитника в лице Анана Бен Давида, уроженца Басры, города на юге Ирака. Его справедливо можно считать реформатором и организатором всего антиталмудического движения, что, в конечном счете, выразилось в виде самобытной караимской религии.

Основной догмой Анана и его приверженцев была неизменность законов, записанных в Ветхом Завете, не нуждающихся в каких – либо дополнениях. В связи с этим появилась необходимость постоянного и углубленного изучения Библии, что и отразилось в самом слове «караим». Корень этого слова происходит от арабского глагола «кара», что означает читать (Священное писание). Анан выступил как основатель законов караимской религии, а его наставления собраны в книге «Свод узаконений». Библией у караимов считается Ветхий Завет, т.е. Пятикнижие, а также пророческие книги и священные письма (хагиографы). Самой главной частью является декалог, иначе десять заповедей. Это основное этическое правило последователей караимского вероисповедания. Рядом с декалогом существуют выработанные в позднем средневековье так называемые «Десять догматом вероучения».

Анан верил в бессмертие души и в её переселение, отрицал любые права духовенства, допускал вольное толкование основ религии. Учение Анана во многом схоже с учением арабского философа Василь ибн Ата – основателя мусульманской секты мутазилитов. Но самое главное в учении Анана это вера в единого бога и откровение трёх пророков – Иисуса, Магомета и Моисея [14].

У Анана были последователи, Вениамин  Нахавенди и Даниил аль – Кумиси, жившие в IX веке в Иране. Одним из самых важных авторов законодательных сочинений средневековья считается Абу Юсуф Якуб аль-Киркисани, живший в первой половине X века в Египте. Основной его труд «Книга светил и наблюдательных башен», в которой изложены законы караимского права.

На основании изложенного можно восстановить последовательность трансформации религии крымских караимов. Небольшая часть караев, исповедующая тэнгрианство ориентировочно в I веке н.э.,  заняла в Крыму крепость Кырк – Йер близ Бахчисарая, где обосновала свое княжество, которое просуществовало до XIX века. Они либо через местных прозелитов новой религии принимают библиизм, либо принесли его с собою с Алтая от своих тюркских соплеменников. Однако, наличие арамейського штифта на надгробных плитах кладбища Балта-Тиймез, подтверждает принятие караями библиизма от  местного населения.

Основная масса караев, входившая в состав Хазарского каганата, лишь в 730 году при кагане Булане приняла в качестве государственной религии Ветхий Завет, который сохранял веру в прежнего бога неба Тенгри.  А затем при кагане Обадии в 799-809 гг. тюрки укрепляют веру путем принятия караимского вероисповедания, которое очень близко по своей сути не только к библиизму, но и к исламу и христианству. Следует помнить, что в этот период в Хазарии параллельно существовало несколько религий: ислам, христианство несторианского толка, шаманизм и анимистические верования. А разве не об этом сообщает царь Иосиф еврейскому сановнику Хасдаю ибн Шафруту в своем письме  [12], о чем свидетельствует цитата: «После этих событий (принятия Буланом Священного Писания – СК) воцарился из сыновей его сыновей  царь, по имени Обадья. Он был человек праведный, и справедливый… Он поправил царство и укрепил веру согласно закону и правилу»? Такой же вывод делает автор статьи  [18, стр. 279]

Суд калифа аль-Мансура (VIII век н.э.) объявил учение Анана (караизм)  новой верой. Таково же мнение Православной церкви, а также Католической, которые считали эту веру ближе к магометанской, на что указывают ряд документальных свидетельств [15,16]. В то же время караи продолжали верить богу неба Тенгри и священным дубам, т.е. оставались тэнгрианцами и шаманистами при официальном принятии караимкой религи [2,8].

Выводы

На основании проведенных исследований можно заключить:

  1. Крымские караимы (караи) ориентировочно до I века н.э., как и все тюрки были тэнгрианцами. Затем через местное население Крыма приняли чистый библиизм. После появления в VIII веке н.э. учения Анана, вместе с остальными караями, входившими в состав Хазарского каганата, принимают караизм. Учение Анана лишь дополнило библиизм, не меняя его основной сути
  2. Основанием караимской религии является библиизм, учение которое возникло за 500 лет до появления иудаизма. Поэтому караимскую религию нельзя считать сектой иудаизма.

Автор: Ю.С. Бараш, доктор техн. наук, Днепропетровский национальный университет железнодорожного транспорта

0 replies

Leave a Reply

Want to join the discussion?
Feel free to contribute!

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *